rjadovoj_180 (rjadovoj_180) wrote,
rjadovoj_180
rjadovoj_180

И ОТДЫХ, И УЧЁБА...

Отдать швартовы! (1971).jpg


В советской системе ребячьего воспитания существовали не только детсады, ясли, школы и пионерские лагеря. Существовали в ней и различные кружки и клубы, в которых развивались творческие способности детей. Тут вам и театральная и танцевальная самодеятельность, тут вам и художественное и техническое творчество, музыкальные школы. Всё это существовало на базе крупных предприятий, общеобразовательных школ, клубов, домов культуры, дворцов пионеров, школ ДОСААФ. Это те места, где ребята могли проводить своё свободное от школы время, занимаясь спортом, пением, вышиванием, рисованием, моделированием. Творя и пробуя себя в различных новых для своей обычной жизни качествах. Обучаясь чему-то ещё...

Одним из таких мест для ребёнка, подростка мог стать клуб юного моряка или речника. Выбор профессии, поиск призвания - вот круг практических вопросов, решавшихся в этих клубах. Но решались здесь не только эти вопросы. И не только вопрос, куда девать своё свободное время. Здесь также воспитывались дисциплина, ответственность, прививалось чувство любви к родному краю. Здесь также прививалось уважение к физическому труду, воспитывались воля, желание подходить творчески к задачам, в которых, казалось бы, уже ничего нового и выдумать нельзя. Сюда, пожалуй, можно было бы прибавить и понимание того, что всё новое может оказаться хорошо забытым старым. И что в этом смысле каждый успех в теории и практике может оказаться не чем-то новым вообще, но новым, потому что это новое достигнуто тобою лично. Что это ТВОЯ победа над самим собой.

В течение учебного года происходило освоение теории и практических знаний, которые могут быть получены на берегу, в учебных классах. Летом лучшие ученики проходили практику на судах. Осваивали основные профессии.

Костяком клубов были старшие наставники, воспитатели, готовые и одёрнуть, и поддержать, и подсказать. Научить тому, как правильно и почему так, а не иначе. Появляются причины и навыки подчинять себя интересам коллектива. Обучение прививало понимание, что коллективный труд, коллективное творчество - прежде всего процесс слаженного взаимодействие отдельных исполнителей. Товарищей. Успешность этого взаимодействия определяется и личными качествами, и знаниями каждого, его собственной ролью в каждом конкретном случае. Умение каждого встроиться в любой процесс для достижения общего результата, умение почувствовать себя в нём на своём месте. Умение поддержать товарища в трудный момент. Умение подавить в себе желание возгордиться ("Посмотрите, какой я молодец!"). Не зазнавайся. Делись секретами с товарищами. Помогай отстающему. И не останавливайся на достигнутом.

Выберут ребята своей профессией водный транспорт или что-нибудь ещё, об этом можно было не беспокоиться. Потому что в любом случае они получали больше, чем только знания и профессию. А пока это активный отдых, учёба, приключения.

Подобные клубы и школы как форма воспитания молодёжи пока ещё не исчезли, не умерли. В качестве примера приведу Детский морской центр имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова. А вот ещё список таких клубов. Хотя что-то всё же, как говорится, ещё шевелится, много это или мало для нашей страны, к сожалению, не понятно.

Прочитать о постановке обучения морскому делу в советском прошлом можно в книге "Учись морскому делу" (авторы: Багрянцев Борис Иванович, Решетов Павел Иванович).
Авторы книги - одни из организаторов Московского городского клуба юных моряков, речников и полярников - написали для своих юных друзей популярное пособие, которое познакомит ребят, мечтающих о море, с устройством кораблей и судов, судовождением, сигналопроизводством. Ребята узнают, как управлять шлюпкой, ходить на веслах, найдут в книге много других интересных и полезных для себя сведений.
Книга рассчитана на ребят школьного возраста, а также руководителей кружков и клубов юных моряков.

ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!


Авторы сценария: Борис Багрянцев, Валерий Савченко
Режиссёр: Феликс Глямшин

Мальчишки, задумавшие отправиться на поиски клада, попадают на учебный корабль. Юные герои совершают на нём поход по местам боевой славы и узнают о том, что на самом деле является кладом...

Здесь можно познакомиться с книгой "ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!", ставшей основой сценария.






Tags: Советский кинематограф, воспитание, профориентация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments