rjadovoj_180 (rjadovoj_180) wrote,
rjadovoj_180
rjadovoj_180

Categories:

БЛИЖЕ К ИДЕАЛУ ГАРМОНИИ

Камила (1980).jpg


Посмотреть... просто посмотреть этот фильм у меня не получилось. Как и просто пересказать в паре слов его содержание. Посмотрел. А после просмотра поискал описание фильма. Нашёл быстро, без труда. И по поводу найденного скажу вот что: не удовлетворило. КИНОПОИСК с КИНОТЕАТРОМ твердят одно и то же. Возникло какое-то неприятие их подачи. Похоже, текст был написан человеком, не увидевшим в нём содержания. А как этот человек мог бы описать главные мысли, если истинное содержание фильма недоступно по причине отчуждения от начальной его идеи, даже от идеологии страны, его породившей? Ведь тогда и от содержания фильма он будет точно так же отчуждён.

Вообще многие фильмы описывать с некоторых пор стало модно примерно так: каким боком захочу, таким и поверну. Захочу выброшу идею и заменю своей, а захочу - искажу или замолчу. Словно бы смыслы, закладывавшиеся в советские кинокартины, это такая кукла на проволочном каркасе. Как её скрутишь, такой она и остаётся. Только вот докрутивший её ребёнок внезапно обнаруживает, что проволочки внутри лопнули, и содержание куклы заставляет её, куклу, принять исходную форму. То же случается и с некоторыми кинокартинами. Как бы ни старались умельцы затереть и замылить их идею, как бы ни прятали и не игнорировали их, и как бы ни пытались обойти необходимость их сохранения для потомков, картины эти живут и возвращают людей к себе.

Эпиграфом к фильму стали слова классика нашего, Льва Толстого. "Ребёнок стоит ближе меня, ближе каждого взрослого человека к тому идеалу гармонии, красоты и добра, до которого я в своей гордости хочу возвести его". Это - только эпиграф, составленный из его слов, изначально сложенных в совершенно определённом порядке:

"Учить и воспитывать ребенка нельзя и бессмысленно по той простой причине, что ребёнок стоит ближе меня, ближе каждого взрослого к тому идеалу гармонии, правды, красоты и добра, до которого я, в своей гордости, хочу возвести его. Сознание этого идеала лежит в нём сильнее, чем во мне. Ему от меня нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне. Как только я дал ему полную свободу, перестал учить его, он написал такое поэтическое произведение, которому подобного не было в русской литературе. И потому, по моему убеждению, нам нельзя учить писать и сочинять, в особенности поэтически сочинять, вообще детей и в особенности крестьянских. Все, что мы можем сделать, это научить их, как браться за сочинительство." (Л.Н. Толстой. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?)

Как видим, слова, вынесенные в эпиграф, изначально касались таланта сочинять истории, книги. Но только ли писательства он касается?

Существует категория людей, которые окружают нас с первых дней. Постоянное и неслучайное соседство с ними даёт, как правило, всё, что нужно человеку для дальнейшей жизни. Само их присутствие рядом меняет обстановку на доброжелательную, открывает веру в свои силы, способности. Помогает раскрыться творчески.

Первым таким человеком для маленькой девочки становится её бабушка, не имевшая музыкального образования, но сумевшая открыть мир музыки детям в детском саду. Сочинявшая музыкальные сказки для внучки и увидевшая в ней творческие задатки. Вторым стал Владимир Владимирович, помогший девочке изменить отношение к миру без бабушки и избавиться от скованности, возникавшей на прослушивании в музыкальной школе.

Примерно такую картинку я увидел в фильме, о котором теперь только собрался что-то написать.

P.S. Тут надо отметить кое-что. Сам по себе вывод Толстого не бесспорен, не однозначен. Ведь чтобы самостоятельно освоить мастерство, всё равно в чём - писать ли книги, сочинять ли музыку, надо быть ого-го каким Человеком! И Толстой был им. И это целиком его мысль процитирована. Он имел на это право, право на собственное мнение, выражаемое во всеуслышание и всеуведение. С ним можно соглашаться, можно не соглашаться. Можно спорить о верности его мысли, а можно всё же искать зёрна истины. Которые сам он собирал всю свою жизнь. На то он и Толстой.

КАМИЛА


Режиссер: Мухтар Ага-Мирзаев (1935 — 2000)
Сценаристы: Ольга Сидельникова, Камил Икрамов (10.09.1927 — 04.06.1989)

Перейти к просмотру фильма "Камила" (1980)




Tags: Лев Толстой, Советский кинематограф, человек
Subscribe

  • И ОТДЫХ, И УЧЁБА...

    В советской системе ребячьего воспитания существовали не только детсады, ясли, школы и пионерские лагеря. Существовали в ней и различные кружки и…

  • ОТДЫХ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ

    Детство. Отдых в пионерском лагере. Ребятня проводит своё самое беззаботное время - каникулы - творя, выдумывая, играя в своих любимых героев.…

  • Когда жизнь - игра

    Взрослея, и потом, в течение всей жизни, мы сталкиваемся с игрой. Одни принимают участие в ней с желанием. Другие участвуют в ней, как в чём-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment